ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ?
В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ?
по сравнению с двигателями внутреннего сгорания
Преимущества:
- Отсутствие вредных выхлопов в месте нахождения автомобиля.
- Высокая экологичность ввиду отсутствия применения нефтяных топлив, антифризов, трансмиссионных и моторных масел, а также фильтров для этих жидкостей.
- Простота техобслуживания, большой межсервисный пробег.
- Низкая пожаро- и взрывоопасность при аварии.
- Простота конструкции (простота электродвигателя и трансмиссии; отсутствие необходимости в переключении передач ввиду высокой приспособляемости крутящего момента к изменениям внешней нагрузки, низкой устойчивой частоты вращения вала электродвигателя, возможности реверсирования электродвигателя) и управления, высокая надёжность и долговечность экипажной части (до 20—25 лет) в сравнении с обычным автомобилем.
- Возможность подзарядки от бытовой электрической сети (розетки), но такой способ в 5—10 раз дольше, чем от специального высоковольтного зарядного устройства. На специальных заправках аккумулятор можно зарядить за 20-30 минут, а от розетки - за 10-12 часов.
- Автомобиль с электроприводом — единственный вариант применения на легковом автотранспорте дешевой (по сравнению с бензином) энергии, вырабатываемой на электростанциях, таких как ТЭС, АЭС, ГЭС и т. п.
- Подзарядка электромобилей может происходить ночью, что убирало бы нагрузку с городских электросетей днем.
- Электродвигатели имеют КПД до 90-95 % по сравнению с 22-42 % у двигателей внутреннего сгорания.
- Меньший шум на улицах за счёт меньшего количества движимых частей и скоростных передач.
- Высокая плавность хода с широким интервалом изменения частоты вращения вала двигателя.
- Возможность подзарядки аккумуляторов во время рекуперативного торможения.
- Возможность торможения самим электродвигателем при помощи электромагнитного тормоза, без использования механических тормозов — отсутствие трения и соответственно износа тормозов.
- Простая возможность реализации полного привода и торможения путем применения схемы «мотор-колесо», что позволяет, помимо прочего, легко реализовать систему поворота всех четырех колес, вплоть до положения перпендикулярного кузову электромобиля.
Недостатки:
- Аккумуляторы за полтора века эволюции так и не достигли характеристик, позволяющих электромобилю на равных конкурировать с автомобилем по запасу хода и стоимости, несмотря на значительное усовершенствование конструкции. Имеющиеся высокоэнергоёмкие аккумуляторы либо слишком дороги из-за применения драгоценных или дорогостоящих металлов (серебро, литий), либо работают при слишком высоких температурах (рабочая температура натрий-серного аккумулятора — более 300 °С). Кроме того, такие аккумуляторы отличаются высоким саморазрядом. Одним из перспективных направлений стала разработка никель-металл-гибридных аккумуляторов с оптимальным соотношением энергоёмкости и себестоимости, однако из-за патентных ограничений на NiMH-аккумуляторы на электромобилях вынуждены применять свинцово-кислотные АКБ. Впрочем, энергоёмкость таких АКБ увеличилась за XX век в 4 раза (до 40—45 Вт·ч/кг) и они не требуют обслуживания в течение всего срока службы. Значительно повысить отдачу от аккумуляторов позволило применение электронных систем оперативного контроля за состоянием и зарядкой-разрядкой АКБ. Возможно выходом из этой ситуации будет применение топливных элементов, в частности дешевеющих РЕМ-элементов.
- Аккумуляторы хорошо работают при движении электромобиля на постоянных скоростях и при плавных разгонах. При резких стартах тяговые АКБ теряют много энергии. Для увеличения пробега электромобиля необходимы специальные стартовые системы, например, на конденсаторах, а также применение систем рекуперации энергии (экономия до 25 %).
- Проблемой является производство и утилизация аккумуляторов, которые часто содержат ядовитые компоненты (например, свинец или литий) и кислоты.
- Часть энергии аккумуляторов тратится на охлаждение или обогрев салона автомобиля, а также питание прочих бортовых энергопотребителей (например, свет или воздушный компрессор). Предпринимаются усилия, чтобы решить эту проблему с использованием топливных элементов, ионисторов и фотоэлементов.
- Для массового применения электромобилей требуется создание соответствующей инфраструктуры для подзарядки аккумуляторов («автозарядные» станции).
- При массовом использовании электромобилей в момент их зарядки от бытовой сети возрастают перегрузки электрических сетей «последней мили», что чревато снижением качества энергоснабжения и риском локальных аварий сети.
- Длительное время зарядки аккумуляторов по сравнению с заправкой топливом.
- Малый пробег от одного заряда. Литиевая батарея ёмкостью 24 кВт·ч при средних условиях движения (60-90 км/ч, ближний свет фар (фары на светодиодах), без отопления салона, без кондиционера) позволяет электромобилю проехать около 160 км. Использование кондиционера, отопителя салона, движение с частым разгоном/торможением, движение со скоростью более 90-100 км/ч, загрузка электромобиля пассажирами или грузом уменьшают пробег от одного заряда до 2-х раз (до 80 км).
- Высокая стоимость литиевых батарей, или высокий вес достаточно ёмких свинцовых батарей. Литиевая батарея ёмкостью 24 кВт·ч стоит порядка 6000-9000 $ (даёт около 160 км пробега). Свинцовые батареи весом порядка 400 кг позволяют иметь пробег всего около 80 км, к тому же свинцовые батареи очень не любят глубокого разряда. Использование большего количества свинцовых батарей приводит к перегрузке электромобиля, а использование литиевых батарей большей ёмкости сильно удорожает электромобиль. Другие типы батарей в электромобилях практически не используются.
- Ухудшение характеристик (ёмкости, при заряде и при расходе энергии) батарей на холоде.
- Деградация литиевых и других батарей с возрастом. В лучших моделях литиевых батарей через 5-8 лет остается менее 80 % емкости
Основной фактор, сдерживающий массовое производство электромобилей — малый спрос, обусловленный высокой стоимостью и малым пробегом от одной зарядки. Существует точка зрения, что широкое распространение электромобилей сдерживается дефицитом аккумуляторов и их высокой ценой. Для разрешения этих проблем многие автопроизводители создали совместные предприятия с производителями аккумуляторов. Например, Volkswagen AG создал совместное предприятие с Sanyo Electric, Nissan Motor сNEC Corporation, и т. д.
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ В СЕРИИ
Лидеры рынка на конец 2011 года: Mitsubishi iMiev, совокупные продажи в Японии и Европе достигли 15000 по состоянию на сентябрь 2011 года, в том числе 4000 единиц марки, как Peugeot ion и Citroën C-ZERO во Франции, Nissan LEAF, продажи достигли 15 000 единиц к сентябрю 2011 года. Первый электромобиль, который начал продаваться в России, - Mitsubishi i-MiEV (официальные продажи начались в октябре 2011 г.). За первые три месяца был продан 41 электромобиль, что больше, чем в ряде европейских стран за аналогичный период: в 1,2 раза больше, чем в Швейцари; в 2,4 раза больше, чем во Франции; в 2,6 раза больше, чем в Нидерландах. Госдепартамент энергетики США назвал i-MiEV самым экономичным автомобилем. Mitsubishi i-MiEV получил «Экологический знак качества» ведущей общероссийской общественной экологической организации «Зеленый патруль». К 2015 году Mitsubishi Motors Corparation планирует выпустить на российский рынок еще семь моделей электромобилей, в том числе с увеличенным запасом хода. Также Renault в 2009-м представила электрический "Флюэнс", а на год позже Skoda выпустила электрическую "Октавию". Надо сказать, что "Октавия" пока не вошла в серию, она лишь концепция, проба сил в данном классе. Всего собрали полтора десятка таких машин, большую часть которых передали в подконтрольную эксплуатацию.
Mitsubishi iMiev
Nissan LEAF
Skoda Octavia Green Line
Renault Fluence Z.E.
А КАК ЖЕ ВЫГЛЯДЯТ ЭЛЕКТРОЗАПРАВКИ?
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Электрозаправка в Германии
Электрозаправка в Америке
Электрозаправка в России
ЭКОЛОГИЗМ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
По данным World Energy Council, около 17% глобального выброса парниковых газов попадает в окружающую среду из-за работы автотранспорта. Двигатель каждого автомобиля за 1000 километров потребляет столько кислорода, сколько нужно одному человеку в год. В России 42% загрязнений приходится на автотранспорт, в мегаполисах эта цифра составляет до 90%.
Выхлопные газы содержат такие соединения как угарный газ, оксид азота, углеводороды, альдегиды, сажу, бензапирен, которые являются высокотоксичными. Загазованный воздух оказывает прямое негативное влияние на здоровье человека, отравляющие вещества поникают в органы, нарушают их нормальную работу и приводят к развитию различных заболеваний дыхательной системы, а также являются одним из факторов риска развития раковых опухолей.
Переход на электромобили позволит снизить выбросы выхлопных газов, и тем самым будет способствовать улучшению экологии Земли, а также улучшению здоровья людей, живущих в городах, и повысит безопасность на дорогах.